ВСЕВОЛОД ИВАНОВ — ПОЛУЗАБЫТЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ.
Всеволод Вячеславович Иванов (1895-1963) — родился в поселке Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской губернии в семье сельского учителя.
После окончания начальной школы учился в Павлодарском сельскохозяйственном училище. С 14 лет вел самостоятельную жизнь — был подручным у лавочника, рабочим в типографии, наборщиком, матросом, грузчиком, цирковым актером-факиром, клоуном, борцом. Много странствовал по Сибири, Уралу, Казахстану.
С 1917 года участвовал в революционном движении (эсер, меньшевик), боец Красной Армии, заведующий отделом информации губисполкома в Омске.
Публиковался с 1915 года.
Всеволод Иванов прогремел своими «Партизанами», «Голубыми песками», «Цветными ветрами», «Возвращением Будды», «Похождениями факира», и особенно «Бронепоездом 14-69», ставшим классикой советской драматургии. Однако затем, в середине 1930-х годов издав не слишком удачный роман о гражданской войне «Пархоменко», вынужден был долгие десятилетия писать в основном «в стол», что доставляло ему немалые нравственные страдания. Печатали его впоследствии мало, хотя писал он всегда много. Не последнюю роль сыграло в этом и то, что Сталин держал его, что называется, «на коротком поводке». Кроме того, известно, что Всеволод Иванов отличался очень большой щепетильностью и требовательностью к себе. Впрочем, объективно говоря, он создавал отнюдь не всегда только одни шедевры.
По словам сына, начало знаменитого рассказа «Дитё» (1922) «Сталин выучил наизусть, помнил его и через 20 лет и сказал Фёдору Панфёрову: «Вот как писал Всеволод Иванов!» Этот рассказ был запрещён в течение всего сталинского времени, его и потом разрешили не сразу».
Разочарование в постреволюционной Советской России (особенно усилившееся в период НЭПа), отход от политической ангажированности к пристальному вниманию к стихийно-иррациональному началу в человеке отразились в книге рассказов Иванова «Тайное тайных» (1927), в повестях «Особняк» (1928), «Михаил-Серебряная дверь» (1929).
В двадцатые годы пресса дружно его превозносила. В тридцатые подвергала резкой критической хуле, а начиная с сороковых начала замалчивать, сведя все его творчество к одному лишь «Бронепоезду». Многие произведения писателя были опубликованы спустя десятилетия после его смерти.
Летом 1943 года в качестве корреспондента «Красной звезды» в составе группы писателей после взятия Орла он отправился на фронт, чтобы общими силами создать книгу о битве за Орёл и Курск. Затем — фронтовой корреспондент газеты «Известия». Вместе с наступающими войсками был в Варшаве, в Щецине, в Берлине. С Нюрнбергского процесса он слал для «Известий» корреспонденции и очерки, получившие название «Там, где судят убийц (На Нюрнбергском процессе)» (1946).
В 1967 году по рассказам Всеволода Иванова был снят фильм «Баллада о комиссаре».
Сын писателя, известный учёный-филолог академик Вячеслав Всеволодович Иванов в статье-послесловии к новому тому произведений своего отца «Всеволод Иванов – неведомый, полузабытый и известный» определяет художественный метод писателя как «фантастический реализм». Ибо в такой многоцветной выразительности слова, в таком «смешении цирка и богоискательства, карнавала и мистики, самых удивительных фантазий и описаний тогдашнего чуть ли не средневекового кочевого быта, – в этом слиянии противоположных черт российской жизни Всеволод Иванов показал себя как один из самых оригинальных писателей двадцатого века».