Владимир Солоухин: с любовью к Родине

14 июня — день рождения известного русского писателя и поэта Владимира Алексеевича Солоухина, яркого представителя деревенской прозы. Расцвет его творчества пришелся на 60-70-е годы XX века. Колоритная русская деревня с ее покосившимися колокольнями, яблоневыми садами, крестьянскими подворьями, живописная природа с тихими заводями и разнотравьем лугов, нехитрый сельский быт – на этом чарующем фоне писатель, как истинный патриот, воспевал главное – красоту и богатство русской души, историю и культуру родной земли, ставшую его судьбой.

Владимир Солоухин родился в селе Алепино Владимирской области в зажиточной крестьянской семье, где был десятым ребенком. Интерес к литературе с раннего возраста мальчику привила мать Степанида Ивановна — энергичная сильная женщина, сумевшая дать возможность всем своим детям получить высшее образование. Так же в детстве с Владимиром много занималась сестра Екатерина.

Во время Великой Отечественной войны Владимир попал в войска особого назначения, охранявшие Кремль. После войны поступил в литературный институт, а с 1946 начал публиковать стихи. Работал в журнале «Огонек», много печатался в столичной прессе, но популярность пришла лишь с лирической повестью «Владимирские проселки» – дневниковые записи о родных местах. В книге великолепно описана культура русского быта, имеющая уникальную красоту и мудрость. «Владимирские проселки» прочитали миллионы читателей и еще долго писали автору положительные отклики.

Очень тепло читатель встретил и следующую работу литератора – сборник повестей «Капля росы» (1960), в которых Солоухин взглянул на родное село Алепино глазами простого крестьянского мальчика. Автобиографичная проза вообще особняком стоит в творчестве писателя. Многие его повести и рассказы родом из детства, молодости («При свете дня», «Соленое озеро», «Чаша», «Мститель» и др.).

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства. Очень заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1968) — встретили широкий общественный отклик.

 

Личная жизнь и семейная жизнь писателя связаны с именем одной женщины – его супруги Розы Лаврентьевны. Они познакомились на Крайнем Севере – в городе Нарьян-Мар, куда Роза приехала по распределению после окончания медицинского института в Ленинграде, а Владимир Алексеевич прибыл в качестве корреспондента журнала «Огонек». Чувства вспыхнули сразу, уезжая, Солоухин сказал Розе: «Мы будем вместе». Потом он еще несколько раз прилетал, будучи в командировках. В один из визитов и сделал любимой предложение.

Роза оставила карьеру врача, полностью посвятила себя мужу, заботам о детях, доме. Она стала верной помощницей Владимира Алексеевича – ездила по редакциям, развозила рукописи, фотографии, забирала письма, приглашения, рецензии. Обустраивала быт, следила за тем, во что и как супруг одет, принимала его гостей, вела путевой дневник, печатала на машинке и ни разу не пожаловались на какие-либо трудности. Верная, преданная и любящая супруга родила мужу двух дочерей – Елену и Ольгу и пережила любимого на целых 20 лет.

 

Живя в Москве, Солоухин продолжал писать о родных ему темах. В 1970-е увидели свет книги «Олепинские пруды» (1973), «Посещение Званки» (1975). В этот период у писателя ухудшается самочувствие, врачи вынесли неутешительный приговор – рак. Уже позже, после удачной операции он написал повесть «Приговор», подробно и безжалостно рассказывающую о болезни, название которой в советском обществе старались не произносить. «Приговор» переходил из рук в руки, книгу читали по ночам, чтобы на следующий день передать другим.

В 1979 году состоялась памятная поездка в США, в ходе которой писатель конспиративно повидался с опальным и высланным из России писателем Александром Солженицыным.

В 90-х годах были опубликованы многие небольшие повести: «Древо» (1991), «Соленое озеро» (1994), «При свете дня» (1992). А вскоре увидело свет самое сильное, по признанию критиков, произведение Владимира Солоухина – «Последняя ступень», которое пролежало в столе более 20 лет. Роман-исповедь о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ веке, образе жизни в эпоху «застоя», извечных еврейских вопросах сам автор назвал своей «главной книгой», которая, по его словам, была написана «без оглядки» (т. е. без самоцензуры). По выражению современника, «в то время это была бомба, посильнее «Архипелага ГУЛАГа». Конечно же, в случае публикации автора ждали крупные неприятности, но и мировая слава.

Увы, Владимир Алексеевич не рискнул тогда и даже не торопился опубликовать ее в годы перестройки. И вышла книга в сокращенном виде в 1995 году. Как и ожидалось, большого интереса она уже не вызвала. В ряду острой публицистики перестроечного времени повесть уже не выделялась. Скорее, заметили «Соленое озеро» и последнюю повесть писателя о русской эмиграции – «Чаша».

В середине 90-х годов состояние писателя ухудшилось, болезнь вернулась и медленно подтачивала его силы. Несмотря на это, он держался мужественно, посещал мероприятия, ездил на встречи. Владимир Алексеевич Солоухин умер 5 апреля 1997 года. Он был первым, кого отпевали в восстановленном им же храме Христа Спасителя.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.