«ВЕСНА ВСЕГДА ПОХОЖА НА ПОБЕДУ…». РЕБРИН ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ

Ребрин Петр Николаевич
1915-1987
Омский скульптор, писатель.
После окончания восьмилетней школы Петр Николаевич сменил несколько рабочих специальностей. Учился на рабфаке, затем в Новосибирском институте народного хозяйства. После окончания вуза работал экономистом в Барнауле. В 1939 году перешёл на журналистскую работу и стал сотрудником газеты «Алтайская правда», а с 1940 года – газеты «Советская Хакасия».

В 1941 году был призван в армию, где его назначили инструктором лыжной подготовки в тыловых частях. В феврале 1942 в составе 281-го отдельного лыжного батальона отправлен на фронт. 27 апреля 1942 года был ранен под Ржевом. Лечился в госпитале, потом окончил курсы младших лейтенантов и был оставлен работать преподавателем физподготовки. Учил солдат мастерству кинжального боя и штыковой атаки. Из армии демобилизовался в мае 1946 года. За участие в войне и службу награждён двумя орденами и двенадцатью медалями.

Свой фронтовой дневник П. Н. Ребрин назвал «Восхождение». Это своеобразный документальный источник, отражающий мысли и впечатления автора. Дневник писался в окопах в перерывах между боями.

На собственном примере писатель продемонстрировал, что на самом деле происходит с человеком на войне, на передовой. Дневник поражает своей искренностью. Война, по признанию Петра Николаевича, заложила в людях основы осознания ценности жизни.

В дневниках сочетается, с одной стороны, реалистичность, с другой – глубокое осмысление событий и тонкий психологический анализ собственных поступков.

В экстремальных условиях войны инстинкт самосохранения присутствовал в сознании молодых «необстрелянных» ещё бойцов и днем, и ночью, где бы они ни находились: в окопах, в походах, на привалах и ночёвках, в селениях, в лесу, степи, при проведении боевых операций. Чувство страха… Тот, кто переборол его в себе, безусловно, герой.

Окопные записи звучат как исповедь: «Насколько самоуправляем человек в своём сближении со смертельной опасностью – вот это я должен понять, в особенности перед той смертельной схваткой, в которой половина из нас может отдать богу душу; странно, но я не люблю читать про людей, которым незнаком страх, и хочу понять, откуда во мне это чувство. Или оттого оно, что сам-то страшусь, или потому, что от газетных заметок, повествующих о том, как герой чувствует себя в бою, отдает плакатом. Но сумею ли я быть искренним, если придётся проанализировать себя в «свой» час?..»

Военный дневник Ребрина – это первый литературный опыт будущего писателя, ему удалось свои фронтовые переживания представить ярко, зримо: «17 июня. 1942 год. Осташков. Госпиталь. Левая нога и левая рука в гипсе, но уже сижу, уже пишу. Блокнот со мной, тот самый. Тетрадь же осталась в батальоне вместе со скудным фронтовым барахлишком. Пропали записи о том, как формировались батальоны новобранцев на станции Ужур Красноярского края, что было по дороге на фронт, в первых боях. Сейчас надо восстановить по памяти все то ближайшее, что было, с того часа, как мы пошли в наступление на эти «лбища».

В одном из боев Петру Ребрину было приказано в экстренном порядке повести в атаку взвод. В ту минуту пришло осознание, что на него возложена большая ответственность за жизнь солдат. Благодаря его умелому командованию и стойкости бойцов траншея была взята. Петр Николаевич пишет, как после этого важного в его жизни боя душу переполняли противоречивые чувства. Именно от этого проявленное им мужество казалось ему ещё более удивительным. Петр Николаевич принадлежал к поколению писателей-фронтовиков, пришедших в литературу с героическим жизненным опытом сражений и всепреодолевающей духовной силой победы, способных вынести любые испытания.

После войны Петр Николаевич переехал в Омск. Девять лет проработал в газете «Омская правда», затем в сельскохозяйственной редакции Омского областного радио. Пётр Николаевич писал правду о сибирской деревне, за что его произведения нередко подвергались критике со стороны официальных инстанций. Лишь на сороковом году творчества, будучи автором уже нескольких книг, стал членом Союза писателей СССР (1980). Публиковался в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Юность», «Сибирские огни», «Дружба народов» и др. Автор книг «Свет от людей» (1961), «Это было осенью» (1964), «В колыбельных местах» (1977, 1984), «Родион и Степанида» (1981, 1986) «Творческая ситуация» (1984), «Это гудит время» (1985).

Литературное наследие писателя-очеркиста и журналиста Петра Николаевича Ребрина относят к «деревенской» прозе 60-80-х годов ХХ века. Его имя стоит в одном ряду с Ф. Абрамовым, В. Распутиным, С. Залыгиным, В. Беловым, произведения которых отличает пристальное внимание к народному характеру, изображаемому через образ сельского жителя, крестьянина.

Пётр Николаевич Ребрин ушёл из жизни в 1987 году. Творческое наследие писателя Петра Ребрина до сих пор до конца не изучено. Опубликованы далеко не все его произведения. Многое из написанного хранится в семейном архиве.

В последние годы он подготовил к печати две книги: «Восхождение», куда входили военный дневник и записные книжки, о публикации которых Ребрин давно мечтал, и «Избяной конёк». Но… Книга «Восхождение» увидела свет в усечённом виде уже после смерти автора благодаря стараниям его дочерей. Из романа «Избяной конёк» был опубликован только фрагмент. Дневники и записные книжки семье писателя удалось издать на собственные средства в год 100-летия Ребрина. На стене дома № 1 ул. Масленникова установлена мемориальная доска в память об омском писателе. 30 июля 2015г. на аллее Литераторов был установлен памятный камень омскому скульптору и писателю Петру Николаевичу Ребрину.

 

 



Добавить комментарий

Array

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.