«ВЕСНА ВСЕГДА ПОХОЖА НА ПОБЕДУ…». БЕЛОВ КОНДРАТИЙ ПЕТРОВИЧ

БЕЛОВ КОНДРАТИЙ ПЕТРОВИЧ
(1900 – 1988)
Омский Живописец, график
Детство Кондратия Петровича Белова прошло в старинном кузбасском селе Пача, расположенном на высоком берегу Томи.

В 17 лет Кондратий Петрович был мобилизован на строительство Мурманской железной дороги. Попав в водоворот событий Гражданской войны, Кондратий Петрович в 1919 году был призван в белую армию, участвовал в походе против алтайских партизан, а в конце того же года оказался в составе 48-го стрелкового полка Красной Армии.

Обучался в полковой художественной студии в Иркутске у К. И. Померанцева, С. Н. Соколова и С. Д. Бигоса. В 1921 году впервые участвовал на выставке. Кондратий Петрович учился в Омском художественно-промышленном техникуме им. М. А. Врубеля на полиграфическом отделении у К. П. Трофимова, Е. А. Клодта, С. Я. Фельдмана (1924–1928). Был членом Омского отделения АХР (1929–1930). В 1939 вступил в Союз Советских художников. Работал главным художником при Доме Красной Армии (1932–1933),так же у него был талант и тяга к театральному искусству Кондратий Петрович был режиссером, актером и художником в клубе Мелькомбината им. К. Е. Ворошилова (1932–1937), с 1937– в кооперативном товариществе «Омхудожник», затем в омском отделении Художественного фонда РСФСР (до 1960). Участник II съезда художников РСФСР (1967).

В годы Великой Отечественной войны написал ряд произведений на военную тему («Возвращение партизан в родное село», 1942; «Клуб фронту», 1943; «Пленные немцы», 1944; Хлеб фронту», 1944; «Лиза Чайкина», 1945), проводил беседы об изобразительном искусстве в госпиталях и школах. Вместе с омичами Т. П. Козловым, А. М. Дубровским и эвакуированными из Москвы художниками Б. Н. Дейкиным. В. М. Мариупольским, А. Я. Быховским и др. трудился в мастерской по выпуску агитационных плакатов «Окна ОмСХ». В 1941 году жители города могли увидеть плакаты, выполненные трафаретным способом, только в двух местах: у здания редакции газеты «Омская Правда» (ныне ул. Ленина, 21) и на деревянных щитах у здания музея (ныне ул. Ленина, 23). Позднее плакаты распространялись как в городе, так и в районах области; вывешивались на самых видных местах в райцентрах, а затем развозились по сельсоветам, колхозам, даже полевым бригадам.

После войны художник получил признание как мастер пейзажной живописи, обладавший возвышенно-эпическим восприятием окружающего мира. Им созданы многочисленные пейзажи, запечатлевшие образы природы Горного Алтая, Обского Севера и Западной Сибири. В этих циклах картин Белов предстает художником, глубоко чувствующим особенности природы тех мест, которые он писал: «Лесосплав на Иртыше» (1948), «Половодье на Иртыше» (1949), «Енисей» (1954), «Тобольский центр» (1961), «Тобольск» (1964), «Над Иртышскими просторами» (1967), «Устье Тобола» (1977), «Иртыш – река Сибири» (1983), «Воспоминание о Родине» (1985) и др.

В 1950–1960-е годы Кондратий Петрович создал цикл графических работ (гуашь) на тему истории Гражданской войны в Сибири. Выполнил роспись Сибирского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1949, совместно с К. Н. Щёкотовым). Иллюстрировал книги для Омского издательства: «Дело Артамоновых» М. Горького (1942), «На нашей реке» Т.М. Белозерова (1955), «Конек-Горбунок» П. Ершова (1959) и др.

Кондратий Петрович удостоен диплома Комитета по делам искусств при СМ РСФСР (1949). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963), народный художник РСФСР (1977). Персональный пенсионер республиканского значения (1965). В 1991 году в Омске открыт Дом-музей К. П. Белова.

Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945),

«За трудовое отличие», «За многолетнюю активную помощь командирам и политработникам в коммунистическом воспитании советских воинов».

 

 



Добавить комментарий

Array

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.