Учитель! Перед именем твоим…
«Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!»
Эти слова известного русского классика Н.А. Некрасова можно посвятить людям самой почетной профессии — учителям. Не случайно 5 октября отмечают Всемирный день учителя, который был учрежден ЮНЕСКО в 1994 г. В этот день существует традиция поздравлять своих учителей, даже, если вы окончили школу уже давно. Ведь именно они помогли каждому из нас сформироваться как личности.
Мы поздравляем всех учителей с праздником и предлагаем книги из нашего фонда, где главными героями являются люди этой самой сложной, самой гуманной и самой нужной профессии.
Айтматов, Ч. Первый учитель: повесть / Ч. Айтматов. – М. : Дет. лит., 1988. – 92 с.: ил.
Чингиз Айтматов, киргизский прозаик, создал легенду о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Ведь подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее.
Автор говорил: «… в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе… Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах».
Быков, В. В. Обелиск. Сотников: повести / В. В. Быков. – М. : Дет. Лит., 1988. – 238 с.: ил.
В повести «Обелиск» Василь Владимирович Быков рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан.
Пишет об учителе, который добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.
Лиханов, А. А. Благие намерения: повести / А. А. Лиханов//Лиханов А.А. Высшая мера: повести и рассказы. – М. : Современник, 1985. – 542 с. Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, председатель международного детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования, лауреат Премии Президента России в области образования (за создание семейных детских домов).
Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно становится воспитательницей сирот-первоклассников, но оказывается педагогом по призванию. А. Лиханов говорил: «…новая повесть «Благие намерения» – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».
Главная героиня привлекает, прежде всего, силой своего характера. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках.
Платонов, А. П. Песчаная учительница: рассказы/ А. П. Платонов.– М.: Современник, 1990. – 60 с.- (Отрочество).
Рассказ русского писателя Андрея Платоновича Платонова «Песчаная учительница» является одним из лучших его рассказов, созданных в двадцатые годы.
Мария Никифоровна после окончания четырёх летних педагогических курсов была направлена в дальний район астраханской губернии – село Кошутово, на границе с мертвой пустыней. Село было почти занесено песком: на улицах лежали целые сугробы песка, которые доходили до подоконников домов. Каждый день крестьянам приходилось очищать усадьбы от песчаных заносов.
Молодая учительница мужественно начала работу в школе, но ребята часто пропускали уроки, потому что им не во что было одеться. Двое из них даже умерли от голода. И она решила бороться. Она собрала подписи крестьян и принесла заявление в окружной отдел народного образования, она просила помочь крестьянам в борьбе с песчаной стихией.
Писатель показал высокую нравственную силу девушки, которая не сдалась перед трудностями. Мария Никифоровна убедила крестьян посадить лесные защитные полосы вокруг орошаемых огородов. Шлюговые кустарники дали жителям прут, из которого они научились делать корзины, и даже столы стулья, для них это был побочный заработок.
Крестьяне стали жить лучше, они поверили учительнице. Даже взрослые приходили к ней в школу. Перед читателями раскрылся образ мудрой и смелой учительницы.
Распутин, В. Г. Уроки французского: рассказы / В. Г. Распутин // Распутин В. Г. Нежданно-негаданно : повесть и рассказы. – М., 2001. – 286 с. : ил. – (Школ. б-ка).
Рассказ российского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» давно стал классикой. Это одно из лучших произведений писателя о детстве, о трудных взаимоотношениях подростков и учителей, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Рассказ современен, он вызывает бурные споры и сегодня. Права или нет молоденькая учительница Лидия Михайловна? Педагогичен или нет её поступок? Поступок или Проступок? Читатели могут спорить, обсуждать и осуждать, но автор уверен в одном: истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, но в добре смысл жизни.
В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т. е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность.