Ричард Олдингтон — писатель «потерянного поколения»

8 июля — день рождения известного английского прозаика, поэта и литературного критика Ричарда Олдингтона (настоящее имя — Эдвард Годфри Олдингтон). Современники называли его самым английским писателем своего века. Его роман «Смерть героя», наряду с книгами «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя и «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, стал манифестом «потерянного поколения», которое, вследствие пережитой войны, испытывало духовное смятение.

Будущий писатель родился в семье адвоката. Интерес к литературе, главным образом к поэзии, пробудился в Ричарде очень рано. Образование он получал в Дуврском колледже, позднее — в Лондонском университете, однако обладателем ученой степени ему стать не удалось из-за сложностей материального характера.

 

В годы юности Олдингтон написал много стихов. Он пробовал свои силы в разных стиховых формах и жанрах, и эти усиленные пробы развили в нём поэтическое чувство и принесли знание разнообразных ритмических форм. Но это были стихи-подражания, и он уничтожил их.

В 1912 г. он примкнул к кружку имажистов – представителей модернистского литературного направления, участвовал во всех выпускаемых ими антологиях, на протяжении 1914-1917 гг. был редактором журнала «Эгоист». Его считают одной из главных фигур имажизма. В 1914 г. имажисты опубликовали антологию своей поэзии — из 37 стихотворений, вошедших в сборник, 10 принадлежали Олдингтону. В эти годы он также переводил древнеримских и древнегреческих поэтов.

Олдингтон был участником Первой мировой войны. Добровольцем вступил в армию, где вначале был рядовым, а в конце войны командовал ротой связи. Домой вернулся контуженным. Война резко изменила мироощущение Ричарда, наложив отпечаток суровой горечи и безнадёжности на всё его дальнейшее творчество.

Сборник стихов «Образы войны», который считается одной из лучших книг в истории англоязычной поэзии, отразил пережитое поэтом на войне: кошмар разрушений, физические муки и душевные страдания, горечь утрат и разочарований, злость на тех, кто затеял бойню.

Следующий сборник «Образы желания» отразил момент творческих и гражданских поисков поэта, начала проблем и конфликтов, которые затем во всей своей полноте раскроются в лучших образцах его прозы, — в романах «Смерть героя», «Дочь полковника», «Все люди – враги», «Сущий рай», «Семеро против Ривза» и в сборниках рассказов – «Дороги к славе» и «Скромные цветы». Эти книги дополняют друг друга, составляют как бы единый цикл. В них запечатлены существенные явления жизни Англии первой трети ХХ века.

Ценным вкладом в английскую литературу стал роман Олдингтона «Смерть героя» — одно из лучших антивоенных произведений тех лет, сразу же получившее известность далеко за пределами Англии. В 1932 г. вышел его русский перевод, и Ричард Олдингтон немедленно стал популярным у русских читателей. Роман был переведен на многие языки и принес писателю заслуженное признание.
Работа над книгой заняла всего 51 день. Автор так сказал о «Смерти героя»: «Эта книга – надгробный плач, памятник, быть может, неискусный, поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко».
В этом романе писатель подвергает резкой критике английское общество начала века, осуждает безумие и преступность войны. Многие мысли автора стоят того, чтобы их цитировать: «На войне от солдата требуются, прежде всего, решимость и выносливость — нечеловеческая выносливость. Было бы куда практичнее вести современную войну без людей: пусть бы дрались друг с другом механические роботы. Но ведь люди стоят дешевле…»

 

Один из самых эрудированных писателей своего времени, Ричард Олдингтон также занимался переводческой деятельностью, публиковал литературно-критические работы, был автором ярких жизнеописаний ряда писателей и политических деятелей. Перу писателя принадлежат романизированные биографии Бальзака, Стивенсона, Д. Г. Лоуренса и др.

В последнем крупном произведении «Лоуренс Аравийский» (1955) он развенчал легенду о подвигах своего соотечественника, полковника британской разведки и любимца английской публики Томаса Эдуарда Лоуренса. Это вызвало крайне негативную реакцию на родине, и писатель принял решение туда больше не возвращаться. На закате жизни он переехал во Францию, где и скончался 27 июля 1962 г.

В некрологе в газете «Times» Олдингтон был назван представителем сердитого молодого поколения, который, после того как вошел в моду, так и остался сердитым стариком.

Незадолго до смерти Олдингтон приезжал в СССР, где был горячо встречен почитателями его таланта.
Автор: Марина Сарычева



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.