ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ. МУЗА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
16 мая 2025 года исполняется 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц. Русская и советская поэтесса, драматург и писательница, публицистка и военная журналистка. Современники называли её блокадной музой Ленинграда и Мадонной блокады – за знаменитые стихотворения, написанные в дни тяжелейших испытаний. Сила и воздействие голоса Берггольц, звучавшего по ленинградскому радио в Великую Отечественную войну, имел потрясающее воздействие на замерзавших и голодавших ленинградцев.
Судьба самой писательницы была страшной: она потеряла всех своих детей, пережила два ареста, расстрел первого и смерть второго мужа. Но любовь читателей к ней и её потрясающему литературному дарованию не исчезла и поныне.
Ольга родилась весной 1910 года в семье петербуржцев Федора Берггольца, обрусевшего немца, и Марии Грустилиной. Спустя два года родилась сестра поэтессы, которую назвали Марией в честь мамы. Позже она стала актрисой. Федор Христофорович был военным хирургом, учился у самого Николая Бурденко, работал в полевых госпиталях Первой мировой, затем Гражданской войн. Пока глава семьи не вернулся с фронта в Петроград, Ольга и Мария жили у родных в Угличе. Там Ляля, как её называли дома, пошла в трудовую школу №117, которую окончила в 1916 году. Учёба давалась девочке легко, она научилась читать и писать совсем крохой, уже в шесть лет начала писать стихи.
Свой первый альбом, куда она старательно записывала свои ранние произведения, Ольга посвятила маме, Марии Тимофеевне. Семнадцатилетней она пришла в молодежную литературную группу «Смена». В журнале «Красный галстук» был напечатан её первый рассказ «Заколдованная тропинка». Вскоре девушка поступила на Высшие государственные курсы искусствоведения при институте истории искусств, где преподавали Владимир Маяковский и Эдуард Багрицкий, Юрий Тынянов и Виктор Шкловский.
После закрытия курсов Ольга перевелась в Ленинградский университет, на филологический факультет, который окончила в 1930 году. В тот период вышла её первая книга для детей «Зима-лето-попугай». Около года Берггольц работала по распределению военным корреспондентом газеты «Советская степь» в Казахстане, а вернувшись в Ленинград, стала редактором газеты на заводе «Электросила». Именно в Казахстане в душе девушки произошёл разлом: писать надо было о том, как всё замечательно, как процветает советский народ, на деле же – коллективизация, сопровождавшаяся массовым голодом и насилием.
С начала тридцатых Берггольц публиковала свои стихи и очерки в различных изданиях. Обрели популярность её сборник очерков «Глубинка», повести «Углич» и «Журналисты». В этот период писательница работала в газете «Литературный Ленинград», была принята в Союз писателей СССР. Ярким событием в литературной жизни города стали сборники «Стихотворения», «Книга песен» и сборник рассказов «Ночь в Новом мире».
В 1937 году Берггольц привлекли в качестве свидетельницы по так называемому «делу Авербаха», писателя, которого обвиняли в организации «антисоветской террористической организации». Её тут же исключили из Союза писателей СССР. Потрясение было настолько сильным, что у Ольги, находящейся на большом сроке беременности, случился выкидыш. Вскоре её выпустили, в правах восстановили, но через полгода… снова исключили из Союза писателей в связи с арестом по очевидно выдуманному делу «Литературной группы». Вину поэтесса не признавала даже после пыток и побоев, после которых в тюремной больнице потеряла ребёнка. Позже Берггольц написала в своих дневниках, что из неё словно вынули душу, изгадив её и оплевав.
Летом 1939 года, после освобождения и полной реабилитации, Ольга Федоровна вступила в ВКП(б). Когда началась Великая Отечественная война, писательница приняла решение остаться в городе, работала в литературно-драматической редакции Ленинградского радио. В военные годы были выпущены сборник «Ленинградская тетрадь» и пьеса «Они жили в Ленинграде», попытка осмыслить опыт жизни в осаждённом городе. Именно Ольга Федоровна сообщила землякам о прорыве блокады. Её с любовью и нежностью называли Голосом города. После окончания войны Берггольц написала киносценарий «Ленинградская симфония», выпустила сборник стихов «Говорит Ленинград». В 1951 году поэтесса была удостоена Государственной премии СССР за историческую поэму «Первороссийск». В конце пятидесятых годов увидела свет автобиографическая книга Берггольц «Дневные звезды», а в шестидесятых – поэтические сборники «Узел», «Испытание».
Именем блокадной музы названа улица в Санкт-Петербурге, а на доме по улице Рубинштейна, где она жила, открыли мемориальную доску. Бронзовый барельеф также был установлен перед входом в Дом радио. На стеле мемориала на Пискаревском кладбище, где были похоронены тысячи блокадников, высечена крылатая фраза Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».

