«Бессмертный полк поэзии и прозы»
В преддверии 75-летнего юбилея Великой Победы мы вспоминаем авторов великих и трагических строк, тех, кто воевал и в своих произведениях сохранил для нас боль и память этой войны. Мы расскажем об их судьбе и творчестве, услышим их вечно живые голоса.
Константин Михайлович Симонов (28.11.1915 – 28.08.1979) – поэт, писатель, драматург, прошедший тяжелейшие сражения Великой Отечественной войны фронтовым корреспондентом. В годы войны написал пять сборников очерков и рассказов, пьесы «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи».
Константин Симонов – автор легендарного стихотворения «Жди меня», посвящённого его будущей жене, актрисе Валентине Серовой. Стихотворение было написано в июле-августе 1941 года. Как вспоминал позднее сам Симонов, «я считал, что эти стихи – моё личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя… самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека…». Сходное с народным заговором и молитвой, «Жди меня» помогало тем, кто воевал и тем, кто ждал, облегчало страдания раненых.
Перу К. Симонова принадлежат такие шедевры военной поэзии, как «Если дорог тебе твой дом», «Ты, помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Майор привёз мальчишку на лафете, «Сын артиллериста», «Открытое письмо», «Песня военных корреспондентов».
В 1942 году Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году – звание подполковника, после войны – полковника.
После Великой Победы тема войны стала главной в творчестве Константина Симонова: в 1959 году была издана первая часть трилогии «Живые и мёртвые», позднее книги «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». В романе-эпопее К. Симонов, на основе своих записок, дневников и статей, ярко описал события войны: контрнаступление под Москвой, оборону Сталинграда, операции «Уран» и «Багратион».
В послевоенные годы поэт возглавлял журнал «Знамя» и газету «Красная звезда», был главным редактором журналов «Новый мир» и «Литературной газеты», занимался общественной деятельностью. Благодаря Константину Симонову увидели свет военные мемуары многих его собратьев по оружию – фронтовиков.
Юлия Владимировна Друнина (10.05.1924 – 21.11.1991)
16-летняя поэтесса, как многие её сверстники, прибавила год к возрасту в документах и с первых дней войны работала в госпитале при Обществе Красного Креста, а затем – санинструктором на 2-ом Белорусском фронте. Тяжёлые условия, кровь и опасность сражений не смогли заглушить творческой силы Юлии Друниной: в 1943 году, раненая осколком снаряда, в госпитале она написала стихотворение, вошедшее во все антологии военной поэзии.
Одно из самых известных стихотворений Друниной «Зинка» посвящено однополчанке, погибшей от пули немецкого снайпера, герою Советского Союза, 19-летней Зинаиде Самсоновой, которая спасла более пятидесяти советских бойцов и уничтожила десять немецких.
После ранения Юлия Друнина была комиссована, однако вскоре вернулась на передовую: с 1038-ом самоходным артиллерийским полком 3-го Прибалтийского фронта освобождала Псковскую область и Прибалтику. В 1944 году во время одного из боёв она была контужена и военную службу пришлось закончить. За боевые отличия старшина медицинской службы Юлия Друнина была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».
Через три года после Победы вышел первый сборник стихов молодой поэтессы – «В солдатской шинели», за которым последовали «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна – юность», «Окопная звезда» и многие другие. Трогательные стихотворные строки по сей день помогают прочувствовать ужас войны, узнать, как вчерашние школьницы проявляли чудеса отваги, мужества и самопожертвования.
Александр Трифонович Твардовский (21.06.1910 – 18.12.1971)
Сын деревенского кузнеца начал сочинять стихи ещё до того, как научился грамоте. В 1939 году, работая в газете «На страже Родины» в качестве военного корреспондента, для юмористической рубрики создал героя, вечно живого и любимого миллионами – солдата Василия Тёркина. С начала войны Александр Твардовский – корреспондент Юго-Западного, а затем Белорусского фронтов – побывал во всех горячих точках, и с 4 сентября 1942 года главы поэмы «Василий Тёркин» («Книга про бойца без начала и конца») по мере написания начали публиковаться в газете Западного фронта «Красноармейская правда»: боец Тёркин вышел на передовую и стал другом красноармейцев.
Весёлый, неунывающий, отважный и находчивый, схожий с фольклорными героями, он воплотил в себе все качества безымянного советского солдата и сделал Александра Твардовского культовым автором военного поколения. Поэму перепечатывают центральные газеты, автор читает её на встречах в госпиталях и трудовых коллективах. Классик русской литературы И. А. Бунин писал о «Тёркине»: «Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!». Поэма была закончена в 1945 году, издавалась большими тиражами, была переведена на многие языки и вошла в школьную программу СССР. Стихотворные строки Александра Твардовского, вместе с Василием Тёркиным и миллионами советских солдат, обрели бессмертие.
Как и большинство авторов-фронтовиков, война «не отпускала» А. Твардовского: уже после Победы он создал ряд замечательных стихотворений, самое известное и пронзительное из которых «Я убит подо Ржевом» (1946 г.). Александр Твардовский: «…стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».