Посланник страны Швамбрании Лев Кассиль

10 июля – 110 лет Льву Абрамовичу Кассилю (1905–1970), российскому писателю и организатору Недели детской книги. Мало кто из писателей оставил потомкам не только автобиографию, но и автоэпитафию. Лев Кассиль – как раз из этих немногих, и автоэпитафия его вполне точно выражает цель и смысл его деятельности: «Он открывал детям страны, которых на свете нет, уча любить ту землю, что была ему дороже всего на свете».

Лев Кассиль родился 10 июля (27 июня) 1905 года в слободе Покровской, после революции переименованной в город Энгельс, — это на Волге, против Саратова. Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, — учительницей музыки, затем зубном врачом. Детство и гимназические годы Льва Абрамовича Кассиля совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Первая мировая война и революция 1917 года в России. В повести «Кондуит и Швамбрания» автор обращается к собственному детскому опыту и рассказывает о событиях, в которых участвовал он сам и его семья. Там есть всё: и захватывающие дух приключения, и уморительные проделки, и замечательные исторические зарисовки России начала века. Учиться мальчик начинал в гимназии, а заканчивал уже при советской власти Единую трудовую школу (ЕТШ).

Его детские мечты были вполне мальчишечьи: хотел быть извозчиком, кораблестроителем пароходов типа «самолёт», натуралистом. Уже в подростковом возрасте Льва Абрамовича считали «разносторонним мальчиком». Он мастерил модели пароходов, собирал гербарий, рисовал, учился музыке, в старших классах даже занимался в Саратовском художественно-практическом институте. Об одном из пароходов под названием «Добрыня Никитич», сделанным его руками написали в местной газете. С детства неуемный фантазер, в юности активный общественник, Лев Кассиль сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы в 1923 году за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. Он поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета по специальности «аэродинамический цикл». Уже в 20 лет к концу второго года учёбы он стал понимать, что ему хочется писать. Писать учился в письмах домой. Описывал в них Москву, которую в свободное время исходил пешком вдоль и поперёк. Описывал новостройки и шествия, театры и стадионы, выставки и музеи. Некоторые письма доходили до 28 страниц. Первый свой рассказ написал в 20 лет (1925 г), назывался он «Приёмник мистера Кисмиквика», был напечатан в газете «Новости радио» и посвящён американской жизни.
После такой удачи были написаны еще 6 рассказов, но редакторам газет они не понравились и напечатаны не были. Чтоб не обременять родителей и самому зарабатывать на жизнь, Лев Абрамович подрабатывал электромонтёром, художником–плакатистом, старостой в студенческом клубе, редактором университетской газеты «Синяя блуза». А всё свободное время читал и конспектировал Толстого, Пушкина, Чехова, Лескова, Флобера, которые теперь заново раскрывались перед ним. Всё это не прошло бесследно.
В 22 года (1927 г) был написан первый очерк, его признали и пригласили стать московским корреспондентом. В этом же году была задумана книга под названием «Кондуит». Написав первые страницы, он решил показать их писателю В.В.Маяковскому, который стал его учителем и старшим другом на долгие годы. В журнале Маяковского «Новый Леф» стали печататься его первые заметки и очерки. Здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит». Вскоре Кассиль был приглашён сотрудничать с детским журналом «Пионер», где уже работали замечательные детские писатели М.Пришвин, А.Гайдар… Познакомился с С.Маршаком, встреча с которым определила творческий путь Кассиля как детского писателя. Лев Абрамович и не думал писать для детей, но главный редактор сказал: «Чудак! Вы будете писать для детей», — и Кассиль решил попробовать. Вскоре, прочитав письма маленьких читателей, откликнувшихся на его фельетоны, понял, что интереснее работы в жизни ему не найти. С журналом «Пионер» Лев Абрамович Кассиль сотрудничал много лет. И три года работал ответственным редактором замечательного детского журнала «Мурзилка».
Девять с лишним лет Кассиль проработал в популярнейшей газете того времени «Известия». Начал с небольших репортёрских зарисовок, затем выступал с большими корреспонденциями, очерками, фельетонами. Много ездил, летал, плавал, путешествуя по родной земле и за ее пределами. «Газета, — признавался он, — приучила меня, берясь за работу, сердиться или радоваться со всей страной». Участвовал в походе советских глиссеров, в испытательных перелётах новых самолётов и дирижаблей, спускался в первые шахты строившегося московского метро. Дни и ночи находился на аэродроме, где готовился старт первого советского аэростата. Кассиль встречал в воздухе «цеппелин», участвовал в походе глиссеров, в испытательных перелетах самолетов и дирижаблей, в первом пуске московского метро, видел старт стратостата, публиковал очерки о «челюскинской» эпопее О.Ю.Шмидта, первым встретил его из ледового плена. Провожал в легендарный полет В.Чкалова, участвовал в испанской эпопее. Гостил в Калуге К.Э.Циолковского — родоначальника космической эры. Вместе со сборной командой ездил на футбольные состязания в Турцию. Много незабываемых часов провёл в гостях у А.М.Горького. Как расширился кругозор писателя, какие жизненные горизонты перед ним распахнулись, сколько людей и судеб он узнал близко, изучил, в какое количество лиц вгляделся! Газета приводит Кассиля в дом отца космонавтики К.Э. Циолковского, знакомит с В.П. Чкаловым, с О.Ю. Шмидтом, со множеством самых разных людей, живущих не только в столице, но и далеко от неё. Затем это все описывал в очерках, фельетонах и рассказах, в книжках для маленьких читателей. В 41 год (1946 г.) отправился в плаванье по Европе, в результате чего была написана книжка для ребят «Далеко в море».
В 30-е вышли в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» в 1930 году, «Планетарий» в 1931 году, «Лодка-вездеход» в 1933 году. Из 19 книг, написанных Кассилем в 30-е годы, 18 обращены к детям и подросткам. В 1929 году в «Пионере» была опубликована первая повесть Кассиля — «Кондуит». И там же, в 1931 году, вторая — «Швамбрания». Эти автобиографические повести в 1935 году были объединены в одну книгу «Кондуит и Швамбрания». Он воплотил главную мечту всех детей на свете: найти свою страну, не доступную для посторонних. …В конце зимы 1914 года отбывающие наказание в углу братья Леля и Оська неожиданно для самих себя открывают Великое государство Швамбранское, расположенное на материке Большого Зуба населяют его героями и играют в эту волшебную игру много лет, пока она не разрушилась в вихре революции. Но страна верно послужила своим создателям. И пусть пока никто не обнаружил её на глобусе, но год за годом, поколение за поколением, мальчишки и девчонки создают свои государства, материки, острова и живут их, не желая уходить из волшебного мира детства. А еще это рассказ про гимназистов и их школьную жизнь, про проказы и шалости… Очаровательный и неповторимый юмор Льва Кассиля наиболее полно показал себя именно в этой повести. Книга принесла ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы 20 века. «Здравствуйте, — говорили теперь Кассилю дети на улице, — мы вас знаем. Вы этот… Лев Швамбраныч Кондуит».
В канун 1963 года Лев Кассиль получил письмо от одного американского папы, сын которого несколько раз, как и его папа в детстве, прочитал «Страну Швамбранию» (под таким заголовком книга выходила во многих странах) и просил отца сказать свое спасибо автору книги. «Мы оба, Джимми и я, — пишет господин Джозеф Рассел, — сильно надеемся, что если многие люди на нашей стороне Атлантического океана были бы дружны с Швамбранией, значительно повысилось бы понимание между нашими двумя народами». В ответе своему американскому читателю Л. Кассиль пишет: «В Швамбранию я давно уже не играю, но все же стараюсь сохранить в себе некоторые черты швамбран: веру в могучие силы справедливости, твердое убеждение, что без мечты жить скучно и она помогает делать жизнь на самом деле счастливой и веселой… Государственную тайну Швамбрании я позволил себе разгласить потому, что мне очень хотелось, чтобы как можно больше людей научились бы мечтать, а потом находить себе такое дело в жизни, которое помогает делать задуманное сбывающимся. Поблагодари своего папу за дорогие для меня слова о моей книге. Я, как и вы с папой, тоже верю в то, что добрая мечта сближает людей и народы. Давай мечтать — вместе о жизни совсем хорошей».
В конце 30-х годов чуть не каждый мальчишка жаждал стать лётчиком, а каждая девчонка – актрисой; и случайно ли, что именно в это время появились кассилевские повести «Черемыш – брат героя» и «Великое противостояние»? Причём главный упор в них был сделан не на выигрышных сторонах популярнейших тогда профессий, а на их нравственной сущности и огромной социальной ответственности их обладателей. Занимавшая Кассиля проблема формирования характера раскрывается в его популярной повести «Черемыш — брат героя» (1938) о мальчике – однофамильце героя-летчика. Юный сирота Гешка выдаёт себя за брата знаменитого лётчика. В облике Климентия Черемыша легко угадываются черты прославленного лётчика В. Чкалова.     

«Великое противостояние» (1941-1947) Первая часть была опубликована в журнале «Пионер» в 1940 году. Наконец-то девочки дождались от любимого писателя книги не про мальчишек. В «Великом противостоянии» глава первая начинается дневниковой записью главной героини Симы Крупицыной: «Теперь я уже могу судить окончательно, что жизнь мне не удалась. Сегодня мне стукнуло тринадцать лет. Это уже очень порядочно. И за всю мою жизнь у меня не было ни приключений, ни увлечений и вообще никаких интересных случаев…». Но девочка еще не знает, какой необыкновенной станет ее жизнь. Кинорежиссёр Александр Расщепей пригласил московскую школьницу Симу Крупицыну сыграть крепостную девочку, партизанку Устю, в фильме «Мужик сердитый» — об Отечественной войне 1812 года. На фоне съемок фильма Сима взрослела, знакомилась с замечательными людьми. Шёл 1939 год, в котором великое противостояние планеты Марс действительно произошло 23 июля. Обычную жизнь школьницы перевернула встреча с режиссером, народным артистом Расщепеем. Живущий с полной отдачей, несущий людям добро, талант, заражающий всех своим энтузиазмом – не напоминает ли этот редкостно гармонично выписанный образ самого автора? Хотя биографы Кассиля, очевидно, имеют основания считать прототипом Расщепея режиссера Сергея Эйзенштейна.
Во время войны писатель стал получать множество писем: читатели хотели знать, как встретила Сима «великое противостояние» в истории своей страны.
Кассиль закончил вторую часть — «Свет Москвы». Первая называлась «Моя Устя»
— о работе Симы под руководством Расщепея над образом юной партизанки в
Великой Отечественной войне 1812 года. Книга вышла в 1947 году, к 800- летнему юбилею Москвы и в следующем году получила первую премию на конкурсе
Министерства просвещения РСФСР на лучшую художественную книгу для детей.
Писатель был растроган, узнав мнение о его повести строгого ценителя, выдающегося деятеля искусства народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко: «Должен признаться, что давно не читал рассказа, написанного с такой искренностью, простотой, трогательностью и каким-то особым ароматом… Во всем рассказе я не встретил ни одной фальшивой ноты. Все время забываешь, что это не настоящий дневник девочки, а сочинение Льва Кассиля. Есть моменты, захватывающие до слез…»
В годы Великой Отечественной войны Кассиль — военный корреспондент на Северном флоте, Западном и 1-м Украинском фронтах. Он выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. А в суровом 1943 г. родилась идея организовать неделю детской книги, и в 1943 году в Москве в Колонном зале собрали ребятишек, объединенных любовью к книгам. Он дал ей чудесное название — Книжкины именины. Перед детьми выступили писатели — классики детской литературы того времени.
В годы войны Кассиль выпускает в Детгизе сборники рассказов «Обыкновенные ребята», «Твои защитники» (1942). В них повествует о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. Потрясающие примеры самопожертвования писатель видел и на уральских оборонных предприятиях, на Западном и Первом Уральском фронтах, и работая корреспондентом Всесоюзного радиокомитета на действующем Северном флоте (в Заполярье). Не случайно сборник рассказов «Всем сердцем» был издан в 1943 году Военмориздатом. Сборник рассказов «Есть такие люди», изданный в 1943 году, интересен тем, что в нем напечатан рассказ «Зеленая веточка», посвященный жене Кассиля, Светлане Леонидовне Собиновой. Абсолютное большинство рассказов для детей, написанных Кассилем в военные годы, основано на событиях достоверных. Это «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!». Рассказы из сборников Льва Кассиля «Главное войско», «Твои защитники» остаются современными, после их чтения мальчики и девочки ещё раз скажут «спасибо деду за победу». «Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что говорится тут…»

 

В годы войны была написана и одна из лучших повестей — «Дорогие мои мальчишки» (1944). Она посвящена светлой памяти Аркадия Петровича Гайдара, чья большая дружба с мальчишками и девчонками и богатая фантазия воплотились в образе синоптика Арсения Гая. Своим названием Синегория тоже связана с Гайдаром: «Жил человек в лесу, возле Синих гор…» («Чук и Гек»). В летнем лагере Арсений Петрович Гай затеял для своих пионеров интересную и полезную игру в страну Синегорию. Так Капка Бутырев стал оружейником Изобаром, Валерка Черепашкин — мастером зеркал Амальгамой, Тимка Жохов — садовником Дроном Садовой Головой. Летом 1942 года А.П.Гай погиб на войне. Капка пошёл работать фрезеровщиком на судоремонтный завод. Но ни он, ни его товарищи не забыли, что они славные синегорцы, чей девиз: «Отвага, Верность, Труд — Победа». Реальные трудности жизни ремесленников, школьников маленького волжского городка в трудные годы войны, их соперничество с юнгами острова Валаам, постепенно переросшее в крепкую дружбу… Повесть проникнута стремлением напомнить о мирном детстве и внушить веру в то, что «все опять станет хорошо, все будет, как надо».
Документальная повесть «Улица младшего сына» (1949) написанная в содружестве с журналистом М.Поляновским — о разведчике керченского партизанского отряда пионере Володе Дубинине. В центре повествования не столько события жизни юного героя, сколько проблема формирования его характера. Керченские ребята, знавшие Володю, говорили: «Хотя Володя и положительный тип, но он и кулаком умел двинуть, и в смешные истории попадал. Ему немало попадало в школе…» Кассиль писал: «В Володе Дубинине, не принижая пленительной доблести этого «младшего сына» нашей Родины, я стремился выделить черты его духовного родства, те свойства, которые могут быть взяты на вооружение читателем, обнадежат его и поведут по верной дороге творчества, труда, подвига. Я убежден, что в маленьком герое пионере- разведчике Володе Дубинине творческое начало не уступало героическому. То был великолепный характер дерзания…» Володя Дубинин стал идеалом для многих читателей.
«Ранний восход» (1949 г. —1953 г.) тоже документальная повесть, посвященная светлой и короткой жизни начинающего художника Коли Дмитриева. В основу положена действительная история, использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Яркая, живая, волнующая история юного, но очень талантливого художника. Выставки его многочисленных работ вызывали всеобщее восхищение в 50-х годах XX в., появилось много репродукций с его произведений. Б.Л.Пастернак писал: «Головокружительность дарования этого удивительного мальчика несоизмерима с печальным фактом его смерти. Мне кажется, будь он, по счастью, еще жив и даже гораздо старше годами, все равно я точно так же плакал бы перед этими работами и от волнения не мог бы произнести ни слова. Да как же иначе, когда эти акварели, как живые, сходят со стен Вам навстречу, берут Вас за руки, заговаривают с Вами и уводят, куда им вздумается!» Феноменально талантливый мальчик трагически погиб в возрасте пятнадцати лет в результате несчастного случая на охоте (ружье выстрелило прямо в висок). «Знаешь… я напишу когда-нибудь, вот если как следует выучусь, картину. Такой ранний-ранний рассвет. Двое идут. Дорога вдаль вьется. Далеко-далеко… Там горы, и солнце только всходит. А им еще идти и идти, и день только начинается», — сказал однажды Коля своей подруге. Так случилось, что Колина жизнь оборвалась на рассвете, и его дар не успел раскрыться в полную силу. Но после него остались работы, показывающие недюжинную силу этого художника. И эта замечательная повесть Л.А.Кассиля, которая вот уже более 60 лет не оставляет равнодушным ни одного читателя. Повесть о таланте и труде, о настоящей цельной и яркой личности.                                                                                                                       
В 1964 г. Кассиль придумал свою третью страну в повести «Будьте готовы, Ваше высочество!». В пионерском лагере на берегу Черного моря отдыхает Дэлихьяр Сурамбук — наследный принц Джунгахоры. Автор с лукавой официальностью дает справку об этой несуществующей стране. Называет, как полагается, ее площадь, численность населения, столицу, тип государственного устройства — конституционная монархия. Писатель создал рисунки трех его стран. На джунгахорском гербе девиз стилистически соответствует специфике этой явно неевропейской страны: по-восточному витиевато провозглашается, что один слон добра растопчет сотни змей зла. Книга озорно адресована детям «до 16-ти». И многие из его читателей не сомневаются в существовании придуманной им страны. В книгу, озаглавленную Кассилем «Три страны, которых нет на карте» вошли: «Кондуит и Швамбрания», «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы, Ваше высочество!». Она стала последней, которую писатель держал в руках… Вышла в свет буквально за день до его скоропостижной кончины.
Кассиля часто называют зачинателем нашей спортивной литературы. Он был страстным болельщиком. Без него не обходилось ни одно соревнование, ни одна олимпиада. Многие спортсмены ставили Кассиля на первое место в списке лучших спортивных репортёров. А прославленный Лев Яшин отдал своему тёзке пальму первенства в списке «33 лучших, сделавших многое для развития футбола в СССР». Роман «Вратарь Республики», написанный в 1938 году, отразил страсть писателя к футболу. «Ход белой королевы» (1956) был посвящен лыжному спорту, героиня романа Наташа Скуратова становится чемпионкой Белой олимпиады. «Чаша гладиатора» (1961) – жизни циркового борца и судьбам русских людей, оказавшихся после 1917 года в эмиграции. Герой этого романа, цирковой силач Артём Незабудный, напоминает сразу двух знаменитых русских борцов — Ивана Заикина и Ивана Поддубного. Героями книг Льва Кассиля были большей частью сверстники его читателя – мальчики и девочки. Но он писал и о взрослых людях, о тех, кто составляет нашу гордость, славу, кто является примером. Разве можно сосчитать, сколько людей стало заниматься спортом под влиянием его книг «Вратарь республики», «Ход белой королевы», «Чаша гладиатора»? В 1965 г «Вратарь Республики» и «Ход белой королевы» были изданы сборником «Два кубка» в серии «Тебе в дорогу, романтик». И как послание от Льва Кассиля — «Надо ездить! Как можно больше ездить! Иначе теряешь ощущение кривизны пространства, забываешь, что земля шарообразна, и жизнь становится плоской…» («Ход белой королевы»).
Им были написаны публицистические книги о близких ему писателях «Маяковский – сам» (1940); «Сергей Михалков» (1954). О выдающихся современниках (К.Э. Циолковском, В.П.Чкалове, О.Ю.Шмидте – в книгах «Люди нового века», «Человек, шагнувший к звездам», обе 1958), литературно-критические очерки об А.Гайдаре, М.Ильине, А.Алтаеве и др., автобиографические заметки. Совместно с С.В.Михалковым издал не лишенную послевоенной политической эйфории книгу путевых очерков «Европа – слева! По маякам пятнадцати стран» (1947).
Лев Кассиль старался всегда, как говорили летчики-истребители, быть «в готовности номер один», то есть «жить, работать, оставаться всегда нацеленным, по верхнюю черту заправленным, полностью заряженным, чтобы при первом же сигнале взвиться в бой». Именно Кассиль в течение десятилетий был душой, распорядителем и председателем Недели детской книги. Именно он долгие годы вёл радиорепортажи с Красной площади во время майских и октябрьских торжеств. Он вёл новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на олимпийских играх, плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о Маяковском. Однажды в своём дневнике он написал: «Времени, времени у меня нет! Времени не хватает, как воздуха. Живу постоянно в муках временного голодания». Когда при таком уплотнённом распорядке дней он написал своё собрание сочинений — уму непостижимо. Каждые год-два выходила новая книга.
А каким он был оратором, Лев Абрамович! Ему стоило только выйти на трибуну, произнести первые слова, как между ним и теми, кто пришёл его слушать, возникали невидимые, но крепкие нити. И – при всей своей доброте – как умел он мгновенно дать резкий, жестокий отпор пошляку, нахрапистому ловкачу, упорствующему бюрократу. Он был не из тех, кто переживает бури, отсиживается в затишке, ожидая устойчивой хорошей погоды. Он стремился прожить каждый день активно и яростно, не щадя себя. Очевидно было, что по состоянию здоровья ему никак нельзя было, к примеру, лететь в далёкую и высокогорную Мексику. Но разве можно было отговорить его от этого.
В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Он участвовал в разработке новых учебников по литературе, просматривал рукописи книг для чтения. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М.Горького, где вёл семинар детских писателей, читал рукописи своих студентов, писал статьи в газеты, принимал участие в литературных дискуссиях на встречах с читателями. Был бессменным председателем объединения московских детских и юношеских писателей. Выпускал для детей сборники рассказов разных писателей и придумывал для этих сборников звонкие названия. Он был награждён Сталинской премией третьей степени (за повесть «Улица младшего сына»), орденом Трудового Красного Знамени (1955), орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта».
Он был академиком, спортсменом, редактором, журналистом. Но в анкете, отвечая на вопрос о профессии, всегда с гордостью писал: детский писатель. «Пишу, как в силах, как умею, дорогим моим мальчишкам и девчонкам книги об их же открытых, весёлых и жарких сердцах, полных дерзания, упрямой мечты и необоримой жажды подвига, чтобы победили в мире справедливость и красота. И нет для меня на свете дела важнее и прекраснее!» Лев Абрамович Кассиль никогда не жалел, что выбрал для себя путь, ведущий к ребятам. Ему всегда было интересно встречаться с ними. Неизменно открывал Неделю детской книги и чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях — по всей стране. Он пользовался каждой возможностью, позволяющей встречаться с маленькими читателями с глазу на глаз и нос к носу. Для этого ему даже пришлось научиться выступать перед ребятами. Ведь от природы он был робкий, дикция была нечёткая, язык не хотел говорить перед большой аудиторией.
Как никто другой понимал он мальчишек, этих «самых первых двигателей прогресса», как написал Кассиль в очерке-этюде «Мальчишки»: «О мальчишки! Надоедливые, несносные, обожаемые мальчишки! Хвала вам! «Мальчишек радостный народ» — вот как сказал о вас Пушкин. Вы — веселый ветер, расправляющий морщины на челе мира, влекущий в новое и освещающий память о том, какими мы были сами в отрочестве. Птицы, звери, корабли, автомобили, самолеты, футбольные матчи, людоеды, извержения вулканов, фазы луны и поспевания арбузов на ближайшей бахче — все вас касается, мальчишки». Очерк «Мальчишки» появился 12 февраля 1960 года в газете «Известия».
Всю жизнь Л. Кассиль оставался в душе ровесником своих мальчишек и девчонок, о которых и для которых он писал, заботясь о том, чтобы они выросли достойными людьми. А что вкладывал писатель в понятие «достойный человек», он сформулировал в своих записках «Из заветов моим детям». Лев Абрамович был образцом хорошо воспитанного человека. Он был скромен и изящен во всём: в костюме, в обращении с людьми, в своих привычках. Для него чрезвычайно важно было, чтобы молодёжь вырастала не только здоровой, умной, весёлой, но и деликатной, отзывчивой, умеющей отличить подлинную культуру от наносных, нечистоплотных привычек. Среди книг Льва Кассиля можно найти и такие – «Дело вкуса», «Разговор о культурном человеке».
21 июня 1970 года Кассиль отметил в дневнике: «Приглашают поехать почётным гостем в Ленинград на IV Всесоюзный слёт пионеров. Вряд ли смогу… Сил нет. Записал по радио обращение к участникам слёта». Через несколько часов Кассиль умер перед телевизором во время финальной встречи футбольного первенства, в которой участвовала любимая команда «Спартак». За неё он «болел» всегда. Не выдержало сердце. «Жить надо во весь рост – под самый потолок свой, — башкой в предел, не оставляя зазора над собой, не расслабляясь в прогибе». Именно так и прожил свою жизнь писатель Лев Кассиль. В городе его детства Энгельсе в сохранившемся доме отца писателя создан Музей Кассиля, есть улица его имени, на Площади Свободы ему установлен памятник. А 22 марта 1977 года астроном Н.С.Черных назвал открытую им планету № 2149 Швамбранией. Это ли не признание того, что Лев Кассиль и его книги хранятся в благодарной памяти его читателей! Дочь Кассиля Ирина стала режиссёром и художником мультипликационных фильмов, сын Владимир – врачом-реаниматологом.
Сорок с лишним лет проработал Лев Абрамович Кассиль в литературе. Им написаны хорошо известные романы, повести, пьесы, сценарии, рассказы, множество журнальных и газетных очерков, репортажей, корреспонденций. Во всём этом разнообразии с достаточной чёткостью выявился тот особый кассилевский талант, отличительными чертами которого являются подкупающая искренность, добрая улыбка, душевная мягкость и чуткость, серьёзность в подходе к любому жизненному явлению, обратившему на себя внимание писателя. Есть в почерке писателя Кассиля важная особенность. Как угодно назови: обострённое чувство юмора, или романтическая восторженность, или неиссякаемая молодость – но это всегда с Кассилем в его книгах. Извечная мечта, неистребимая тяга к открытиям и путешествиям воплотилась в новых странах, созданных воображением Кассиля, не помеченных ни на одной географической карте. У них реальный источник—мир воспоминаний детства и детских игр. Можно отметить ещё одно достоинство. Речь идёт о том, что Лев Кассиль писал легко, то есть точнее говоря, написанное им читается легко. Все эти черты кассилевского таланта можно обнаружить в любой его книге. Разговор о жизни, о победе добра над злом, об осуществлении человеком своей мечты серьезно или с юмором ведет Л. Кассиль на страницах своих произведений. Дверь в удивительную книжную страну писателя всегда открыта.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.