Духовный материк Лазаря Карелина

100 лет назад родился советский писатель и драматург Лазарь Викторович Карелин (настоящая фамилия Кац). Его творчество всегда отличалось высоким интересом к проблемам нравственного характера и утверждением высоких моральных норм нашей жизни.


Однако для современных читателей книги Лазаря Карелина являются неизвестными или давно забытыми. А ведь еще несколько десятков лет назад его самые известные произведения – «Змеелов», «Головокружение», «Последний переулок» – пользовались большим читательским спросом. Сегодня огромный рост числа писателей и разнообразие жанров литературы оттеснили некогда известного писателя до такой степени, что его биография из разных источников очень скудна сведениями и однообразна, а книги мало кто помнит. Хотя, несомненно, романы писателя заслуживают внимания – они интересны сюжетом, привлекательны прекрасным языком и трогают сердце поставленными проблемами.

Будущий писатель родился в Москве, в семье еврейских беженцев из Белостока, выселенных в 1914 году из прифронтовой зоны. Отец, Виктор Кац, работал на текстильной фабрике «Атлант», став её владельцем в годы НЭПа. В 1932 году вся семья была выселена в Соликамск, откуда им было разрешено выехать только после реабилитации отца в 1938 году.

О своей биографии, которая лежит в основе всего его творчества, Лазарь Карелин писал: «Пережито немало. Мой отец был крупным нэпманом. Родителей сослали в Соликамск. Нас поселили на окраине в сарае для сушки сена. Зимой там температура минус 30-35. Вот откуда я знаю, что такое и холод, и голод, и мордобой в школе — на переменках мы обычно дрались по-настоящему. Позже я воевал, был ранен… В общем, прожил трудную жизнь, бывал в разных ситуациях, в бандитах, правда, не ходил, чего не было, того не было. Спросите, как я уцелел? Сам удивляюсь…»

Вернувшись в Москву, незадолго до начала войны Карелин поступил в Институт связи, но уже в начале первого курса бросил учёбу, поступив на сценарный факультет ВГИКа, где познакомился с Юрием Нагибиным, с которым дружил потом в течение долгих лет.

Был участником Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах воевал в составе народного ополчения под Вязьмой. Вместе со многими другими старшекурсниками из ополчения был возвращён на студенческую скамью. Был эвакуирован в Алма-Ату, где в 1943 году закончил ВГИК. Его дипломный сценарий берётся ставить сам Борис Барнет — небывалый успех для начинающего сценариста, однако фильм в производство не попал. Лазарь Карелин снова ушёл на фронт, воевал связистом — младшим лейтенантом — в Польше, Румынии, Болгарии, Германии.

После Победы демобилизовался и вернулся в Москву. Вскоре был назначен заведующим сценарным отделом и главным редактором кинохроники Ашхабадской киностудии. После землетрясения в ночь с 5 на 6 октября 1948 года, унёсшего около 100 тысяч жизней и уничтожившего практически весь Ашхабад, вновь вернулся в Москву.

Документальный роман Карелина «Землетрясение», посвящённый этой трагедии, был опубликован в 1969 году с цензурными изъятиями – ещё в 1948 году Сталин дал указание не упоминать о Ашхабадском землетрясении, роман писателя стал первым, нарушившим этот запрет. Но первая полная публикация романа (после 12 переизданий) состоялась лишь в 1993 году. Через 2 года президент Туркменистана наградил Карелина за эту книгу медалью «Гайрат» – «Мужество», которой к тому времени были удостоены лишь два туркменских писателя.

В первую книгу Карелина «Письмо» (1946), написанную в соавторстве с известным армянским писателем Леонидом Гурунцем, вошли повесть и очерки о войсковых почтальонах Великой Отечественной войны.

Принесшая писателю известность повесть «Младший советник юстиции» (1951) посвящена работникам прокуратуры.

Основные проблемы повестей «На тихой улице» (1957), «В апреле» (1956), «Общежитие» (1957), «Надежда и любовь» (1959), «Открытый дом» (1961), «Стажёр» (1975) связаны с формированием характера молодого человека.
Роман «Микрорайон» (1962) рассказывает о жизни молодежи современного города.

Повесть «Девочка с красками» (1963), насыщенная реалиями соликамской жизни, – о чуде живительного соприкосновения детской и одинокой старческой души.

Наибольший успех принесли писателю романы «Змеелов» (1982) и «Последний переулок» (1984).

В одном из первых «перестроечных» номеров журнала «Огонёк» вышел роман Карелина «Даю уроки» (другое название «Золотой треугольник», 1986), где поднимается проблема борьбы с наркоманией.

В 1998 году появился роман «Риск», как отклик на «страшные девяностые».

Произведения писателя, всегда обращенные к современности, посвящены явлениям и фактам, хорошо ему известным, отличаются социально-критической направленностью, сюжетной заостренностью и нравственной бескомпромиссностью, не исключающей, однако, во многих случаях упования на победу доброго начала в человеке. Примечательны у Карелина действительная городская топонимика (Соликамск, Москва) – вплоть до названий улиц, площадей и вокзалов, живой разговорный язык героев, органическое вплетение в ткань повествования реалий описываемого времени, автобиографические черты. Все это позволяет рассматривать произведения Карелина в русле так называемой «городской» прозы, представленной сочинениями Ю. Трифонова, Ю. Нагибина, И. Грековой и др.

Многие произведения писателя были переведены на иностранные языки и экранизированы. Самая известная экранизация – «Змеелов» с Александром Михайловым в главной роли.

В 1956 году был принят в Союз писателей СССР. Стал известен также как публицист и автор сценариев документальных фильмов. Награждён боевыми медалями, уже в мирное время — орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знак Почёта, Отечественной войны II степени. В 1967-1985 годах был секретарём правления московской писательской организации. Скончался в Москве, урна с прахом захоронена в закрытом колумбарии №18 Донского кладбища Москвы.

«Без страданий и сострадания – нет писателя, – говорил Лазарь Викторович, – Безразличие к проблеме, размышление, не пропущенное через сердце, влекут за собой создание хладнокровных книг. Жизненные обстоятельства, те самые «совпадения», которые есть в судьбе каждого из нас, и привели меня к кругу тем, кругу вопросов, нашедших отражение в моих романах, повестях и рассказах».



Добавить комментарий

Array

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.